План работы МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева по профориентации
Отчет о мероприятиях по профориентационной работе в «МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева» »
Заниматься любимым и интересным делом - счастье, которое вполне достижимо. Для этого надо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуации на рынке труда. Ошибки при выборе профессии происходят из-за недостатка достоверных сведений по этим вопросам.
Мы понимаем, что успешному проведению профориентации в процессе учебной деятельности способствует профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии.
В современных условиях развития общества главным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном становлении и самореализации в труде. При этом важно предусмотреть возможное изменение деятельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкуренции и безработицы. Также в современном мире во многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватное способностям и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной деятельности с учетом новых социально - экономических реалий в школе.
Исходя из социально - экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей, можно сформировать задачи профориентационной работы нашей школы:
1. Расширение представлений учащихся о профессиях, требования к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений.
2. Убеждение в необходимости развития способностей, необходимых для получения профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.
3. Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности.
4. Дифференцированная помощь ученикам в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других индивидуальных особенностей школьников.
Для повышения уровня сформированности продуктивного опыта школьников в подготовке к выбору профессии учителя школы используют методики разноуровневых задач, способствует формированию у учащихся ценности учебной деятельности, развивает ценностное отношение школьников к трудовой деятельности; применяют на уроках чтения при изучении произведения о труде приема сравнения с образами героев литературных произведений, обеспечивает формирование ценностного отношения школьника к самому себе; применяют анализ сочинений учащихся «Моя будущая профессия»; обогащают коллективную профориентационную деятельность школьников созданием ими общественно ценного продукта, обеспечивает приобретение практического трудового опыта; используют игровые средства - профориентационные игры, способствует включению школьников в рефлексивной деятельности, актуализирует проблему подготовки к выбору профессии.
Учителя школы отбирают те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся, вносят в них элементы игры, творчества.
Среди учащихся проводятся беседы, анкетирование, наблюдение за их трудовой деятельностью, изучаются продукты их творческой работы (сочинения, проекты, рисунки и т.д.), создаются специальные ситуации выяснения практической готовности и труда (трудовые десанты, уборка класса, ролевые игры).
Большие возможности имеет тестирование детей. Оно помогает выявить ценностное отношение ребенка к труду, ставит его в положение «свободного выбора».
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, общественно - полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники, выставки, музеи) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии , развивается интерес к будущей профессии.
Особое значение отдается развитию профессиональной ориентации школьников на уроках труда..
В методике профориентационной работы с учащимися активно используются новые приемы и упражнения, которые помогают учителям в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи.
Таким образом, можно выделить основные направления работы школы по профориентации детей: расширение знаний о профессиях, знакомство с рынком труда и профессиям, развитие самосознания в собственной готовности выполнения различных видов деятельности; воспитания ценностного отношения к труду; подготовка к профориентационной деятельности.
АТЛАС ПРОФЕССИЙ, востребованных на рынке труда Рязанской области